Бесплатные онлайн-вебинары для учителей
интересно • быстро • выдача свидетельств
Выбрать тему

получите прямо сейчас
10 видеоуроков
по русскому языку на свой электронный ящик

 
авторские видеоуроки, видеоуроки по русскому, математике и другим предметам.

более 1000 отборных презентаций, планов и материалов к уроку.

Урок по литературе: "Быть или не быть" - Вильям Шекспир



Тема урока: «Быть или не быть?»

(по трагедии В. Шекспира «Гамлет»).

Цели урока:

1.     в процессе сопоставительного анализа и выявления авторской позиции показать своеобразие разрешения проблемы мучительного выбора Гамлета;

2.     через освоение художественного языка произведения (сюжет, образы героев, композицию) подвести учащихся к пониманию замысла писателя, его идеи;

3.     познакомить учащихся с осмыслением гамлетовской темы в русской лирике, представить героев Шекспира как «Вечные образы в мировой литературе».

Эпиграф к уроку:

«Время слипшихся век, пустота

                                  Пробудившейся ночи, -

Кто я? Зверь? Человек? Слово или туман

                                  Многоточий?..»

                            (Ю. Благовещенский)

Слова и понятия

  • фабула;
  • перипетия;
  • трагедия;
  • катарсис;
  • гуманизм;
  • гамлетизм;
  • «гамлетовские ситуации»;
  • «вечный образ».

Ход урока

1. Вступительное слово:

Античность подарила грядущему свою мифологию, своих героев, которые стали нарицательными для всей мировой литературы. Именно с античности, с искусства древних греков зарождается понятие прекрасного.

Искусство греков было настолько совершенным, что ему синонимом стало слово «Прекрасный».

Эпоха Возрождения, Ренессанс... Это расцвет культуры, научно-технические открытия: Коперник, Кеплер, Леонардо да Винчи, открытие новых континентов. Человек является центром мироздания. Ведущий принцип - гуманизм - утверждение человека как высшей ценности.

Величайший гуманист эпохи английского Возрождения - Вильям Шекспир. Символом Шекспира был сокол. Сокол с копьем в когтях - его герб. Фамилия «Шекспир» означает  - «потрясающий копьем». Критики его называли «сотрясателем сцены», друзья  - поэты «Лебедем Эвона». Именно перейдя мост через реку Эвон, отправился Шекспир в поисках удачи. Отправился, чтобы стать великим поэтом и остаться жить вечно.

«Гамлет» - главное создание Шекспира. Не один образ, созданный поэтами не тревожит и не волнует нас до такой степени. Мы с вами прочитали эту знаменитую трагедию и постараемся сегодня на уроке понять мысль автора, проникнуться в его идеи, увидеть старую трагедию глазами новой эпохи и попробуем открыть для себя «своего» Гамлета.

2. Для начала обратимся к первому теоретику драмы Аристотелю (слайд 1). Как он раскрывает понятие «Трагедия», попробуем по Аристотелю определить составные части драмы:

Фабула:

  • Перипетия (перемена событий к противоположному, происходящая по законам вероятность или необходимости);
  • Узнавание (переход от незнания к знанию, который ведет или к дружбе, или в вражде лиц);
  • Страдание (действие, причиняющее гибель или боль).

Кульминация - монолог Гамлета. Узнавание - встреча с призраком, страдание - смерть Полония, Офелии, развязка - гибель героев.

Художественная цель пьесы - трагедия должна быть осознана как мистическая реальность необъяснимость связи событий и самого Гамлета.

3. Работа со слайдом «Теория воздействия трагедии на человека».

Какая теория вам близка? Почему?

4. «Гамлет - вечный образ». Какие герои мировой литературы находили свое отражение в произведениях других авторов? (Прометей, Иисус Христос, Дон Кихот, Дон Жуан). В этом ряду находится и Гамлет.  Появилось понятие «Гамлетизм» - преступная медлительность и бездействие. Имя его стало нарицательным для человека всегда во всем сомневающегося, неспособного быстро действовать. «Гамлетовские ситуации» - выбор практически сделать невозможно.

В лицее написана исследовательская работа «Гамлетизм среди подростков». Этой темой занималась ученица 10 «б» класса О. Борокшонова. Сегодня она ознакомит нас с результатами своей деятельности (см. приложение 1).

5. Гамлетовские мотивы в русской лирике. Образ Гамлета и его «вечная жизнь» помогают читателю соприкоснуться с поэтической концепцией других авторов. Блок и Цветаева, Пастернак и Ахматова, Волошин, Самойлов... многих русских поэтов интересовал образ Гамлета, но каждый вносит в трактовку этого образа что-то свое, личное.

6. Содержание трагедии имеет вечную ценность и будет актуальна всегда, независимо от времени и места. Здесь ставятся вечные вопросы, всегда волновавшие и волнующие всё человечество: как бороться со злом? Какими средствами возможно его победить? В чем смысл человеческой жизни? Гамлет не исправил свой век, но оставил миру свои вечные вопросы.  Эти вопросы поднимали и русские поэты.

Сообщения учеников о гамлетовских мотивах в творчестве Блока, Пастернак, Цветаева (см. приложение 2).

7. Творческая работа. Реализация домашнего задания - анализ монологов. Сопоставление монолога «Быть или не быть...» с 66-м сонетом Шекспира в разных переводах.

8. Перевод с английского 66-го сонета Шекспира на русский язык ученицей 10 «а» Гыргеновой А.  

9. Чтение стихотворения собственного сочинения на бурятском языке «Размышления о Гамлете» - Мархакова Т.

10. Представление и защита мультимедиа презентации «Быть или не быть?» учениками (см. приложение 3).

11. Итальянский мыслитель эпохи Возрождения Пико дела Мирандола вложил в уста бога удивительно точные слова о сущности человека: «Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессметным, чтобы ты сам свободный и славный мастер, сформировал себя в образе который ты предпочтешь. Ты можешь переродиться в низшее, неразумное существо, но можешь переродиться  по велению своей души и высшее божественное». У нас у всех есть выбор, и пусть этот выбор будет правильным.

Домашнее задание:

Написать сочинение - размышление «Мой Гамлет».

Использованная литература

1.     Владимирова.  Внеклассные мероприятия по литературе, 10-11 кл.,  , Волгоград, 2006г.

2.     Т.Л. Еремина. Мастерские по литературе, 11 класс, С-П, «Паритет» - 2004г.

3.     В.Ф. Мартынов. Мировая художественная культура, учебное пособие, Минск, тетрасистема, 1997г.   

4.     Н.П. Михальская, О.С. Мончаковская. Зарубежная литература, 10-11 класс, Изд-во «Дрофа», 2006г.

Авторы, источники, литература: 
Балданова Наталья Карловна
 

Аноним on 13.10.2013 - 16:08

Спасибо, мне очень понравился ваш урок. С Вашего позволения использую материал на своем уроке, творчески переработав.